UA-108603820-1 На древней земле башкортов. Вдоль хребта Кыркты — тау. — Свободный Урал
ЗАЧЕМ НУЖНО БЕРЕЧЬ И ИЗУЧАТЬ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК?
27.04.2018
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СОПКА: АНОМАЛЬНАЯ ЗОНА НА ГРАНИЦЕ ЕВРОПЫ И АЗИИ
01.05.2018

На древней земле башкортов. Вдоль хребта Кыркты — тау.

Этнографическое исследование Абзелиловского района

Гончарова Галина Ивановна

(Фрагмент книги)

Часть 1.

Аул Кушей (Кугамыш, Куянсык)

(Топонимика окрестностей)

(Сведения от Иштимера Айсиновича Кинзильбаева, 1934 г.р., д.Кушей)

Кушеево произошло от куш – «парный» и өй (юй) – «дом».

По рассказам стариков аул возник в 1757 году, на месте последней битвы Карасакала с царскими войсками у озера Сыбар – куль.

Нынешнее месторасположение его – четвертое. Трудно поверить, что когда – то люди поселились на островке среди густого леса и болот в окружении полноводной горной речки Кумакхаз в надежде на природную защиту от набегов казахов.

Но неприятели все — таки выследили, как проходят кушеевцы из своей тайной деревни в другую -близлежащую. Ничего не оставалось жителям аула Кушей, как отправить конницу  вдогонку за чужаком – доносчиком и убить его, сбросив в воды Яика.

От Кушеево к западу открывается вид на цепочку предгорий хребта Кыркты – тау под названием: Большой и Малый Коръятмас.

Небольшие горки, окружающие аул, называются:

Белекей («маленькая»),

Сейэ — «вишневая»,

Тозкойгон — на нее сыпали соль, чтобы приманить коней,

Янган йорт – «сгоревший дом»,

Кунакай йорт – «место лунной гостьи»,

Кунакай –йылга – «река лунной гостьи»,

Алтын балдак – «золотое кольцо»,

Ак койо – «белый родник».

Ташбаш-карагай – место, где на скалистой круче растет огромная сосна.

Ерек кисеу – «ольховый брод». Там находятся старые могилы.

Кумэкhаз йылга – «речка, вокруг которой много леса».

Мажит юлы – дорога Мажита, ведущая на перевал через Коръятмас. Поле, через которое пролегает эта дорога, никто не пашет, так как там проявляется нечисть. Тракторист в ужасе убегает, конь пустую телегу не тянет.

 

Аул Тупак (Какай)

О происхождении прежнего названия деревни «Какай»

(Сведения от Мугина Талиповича Янсарина, 1928 г.р., из д. Габдин)

Ранее оно называлось «Какай», от какка таяныу – «одни кости» или «худой». Мугин Талипович Янсарин однажды во время купания коней в озере Мулдак услышал предание о происхождении этого названия.

На аул напали казахи. Какай – батыр не растерялся, взял нукту – узду для молодого коня и двинулся воевать, храбро махая рукой с кольцом – оворотом.

Казахи, удивленные и обеспокоенные, отступили туда, где сейчас село Михайловка. Остановились на поле, но Какай стал их преследовать. Только отдышался, как видит, мчится на него человек, как копна огромная, а с ним рядом — верховые. Опять Какай проявил чудеса героизма. Отступили вновь конники, остался худой человек один на один с казахским батыром. Только ударил его Какай рукой, как тот сбросил смельчака на землю  и стал пузом душить. А у «костлявого» Какая был нож. Завертелся юлой он под толстяком и удалось ему нож свой вонзить в огромный живот пришельца – степняка. В честь героя деревню стали называть — «Какай».

Топонимика и предания тупаковской земли

(сведения от Азамата Идрисовича Даминдарова, 1961 г.р., и Галимы Рысьяновны Хуснияровой, 1951 г.р.,

из д. Тупак)

На окрестных горках, например на горе Тукус когда – то были богатые залежи меди. Одна женщина из Тупаково нашла там даже самородок золота и отдала его известному в округе купцу – золотопромышленнику Рамееву, которого в народе звали «татарский бай». Рамеев хорошо заплатил за самородок, и семья этой женщины обогатилась. Они обзавелись скотом, а в районе современного клуба построили мечеть. Стали и сами баями. Удача и достаток пришли в их дом.

В 1905 году в Тупаково случился пожар невиданной силы. Горела вся деревня. Поливали горящее,

даже молоком, прикрывали целые дома сырым войлоком, но спасли только сруб Габдулхая—отца Юлая Янтурина – известного фольклориста.

У подножья длинной горы, которую именуют Тызма – «бесконечная», так как она тянется через весь аул, выстроились в долгий ряд дома тупаковцев.

Динислам Дарисламович Галин, 1955 г.р., размышляет: «Тызма представляет собой заслон на пути кочевых племен в близлежащие аулы. Возможно, на ней жгли можжевельник, а также совершали другие обряды, чтобы защитить землю предков. Тызма, таким образом, охранный комплекс».

Священная роща Карамалы

Прямо за домом Хуснияровых находилась, возможно, священная роща. И, будто, росли там семь берез. Сейчас же уцелела только одна. А из — под  корней этого дерева течет ручей с мягкой водой белого цвета. Рощу эту называли ранее Карамалы – «вязовой», а ущелье рядом — Карамалык, что говорит о том, что там также росли красавцы — вязы.

Белый родник, говорят люди, предсказатель дождя. Как только он становится полноводным и бурный поток стекает вниз с горы до улицы, так вскоре проливается дождь.

Окрестные горки называют: Абдель — тау, затем Оло – тау, под которой был обнаружен курган, Улек – тубэ, где также находится курган, это место в трех километрах от села Таштимерово. Предание говорит, что под ней воевал Тупак в Гражданскую войну с “муртазинцами”, а на Кызыл – тау был найден пулемет этого периода.

Через деревню в сторону Давлетово течет речка, которую называют по – разному, то Муйынсак (Мунсак), то Мугак, на картах же она именуется Янгелькой.

В окрестностях аула расположено Белекей – куль — «маленькое озеро».

Кужановская Кыркты — тау

(от Большого Караташа до Мураттала)

Большой Караташ

В краткой энциклопедии Башкортостана есть пояснение: Караташ — самая высокая вершина хребта Кыркты – тау высотой 1118 метров, живописный скальный зубчатый гребень с останцами. Памятник природы.

Эта гора, ее склоны и подножье—излюбленные места жителей Кужаново, где на летних стойбищах они сено косили, кобыл доили.

Их яйляу — летники находились в местечках под названием: Кыз теней — ущелье младенца, где одна башкирка родила девочку, Сукрак йорт – «грязное стойбище», Даурыш йорт по имени сельчанина Даурыша, Усакты уй — осиновое, Туп куль — где пещера, самая близкая к Караташу.

Местные старожилы хранят в памяти, будто на Большом Караташе находилась ставка Карахана, оборонявшего родные башкортские земли от чингизида-Батыя.

Уже в более поздние, точнее, более близкие к нам времена, на Караташе оказался один несчастный, озлобленный солдат, женой которого — красавицей завладел партийный босс, а на молодого мужа начались гонения, поэтому-то он и ушел с группой, вынужденных скрываться в то смутное время на гору Караташ. А когда донеслось до него, что коммунист женился на его жене, то ревность взыграла и было совершено убийство, пролита кровь.

На Караташе встречались влюбленные. Однажды их спугнул пастух. Они хотели скрыться, но сорвались с кручи и погибли. Тогда человек, ставший невольным виновником гибели любящих сердец, сочинил баит (песню), назвав эту гору проклятым местом, которое надо обходить.

Таш – өй (юй) – «каменный дом». Одним из природных символов окрестностей деревни Кужан является Таш – юй («каменный дом»), в котором могли скрываться люди целого аула, но камень сверху обвалился и прикрыл вход. Немало легенд ходит на Кыркты-тау о пещерах длинных и просторных, но в которые в настоящее время нет доступа. Какие – то тайные силы потрудились, замуровывая их.

А уж сколько легенд в народе на тему скрытых кладов! Кужановцы рассказывают, что одни сельчане, копая огород, нашли золотые монеты, чей – то клад. Вероятно, что бай Сагит Бареев зарыл клад и спрятал семнадцать коней в этой пещере. Один охотник из Кужанова в ней находил монисто и другие украшения. У входа в Таш – өй не спокойно душе. Видимо, сильна ее защита силами природы. На одной из фотографий, сделанных в этом месте, проявилось лицо «башкирской шаманки», так условно назвали этот лик.

Близ этой пещеры растет густая калина, княжник сибирский, дельфиниум, желтые лилии, мята, папоротник.

Метрах в ста от Таш — юй находится Mypaттал («тальник батыра Мурата»), имевшего в этом месте яйляу.

Кужагул-тау. В названии—легенда о батыре Кужагуле, спрыгнувшем со скалы, спасаясь от врагов.

Башар-буре («волк Башара») В названии зашифровано предание. Один жених из Тупакова, по имени Башар, поехал сватать кужановскую невесту поздним вечером и по дороге, встретил волчью стаю. Даже стрелял, но они не отступали. Вернулся домой, а утром отправился вновь. Проезжая то злополучное место понял, что стрелял в камни, приняв их за волков. Всего-то там и стоит два камня. Вот, что значит, «у страха глаза велики». Женившись, часто ездил мимо этих «каменных волков» и смеялся над своей трусостью. Люди стали иронизировать: мол, жених лошадь пустил, а сам лег спать в телеге, а очнувшись, увидел волка. Задуматься бы ему, почему рядом с волком лошадь стоит спокойно. Шутники уверены, что Башар спросонья петлю своего овчинного тулупа и принял за волка.

Сафура-таш и другие горы. У плоского камня Сафуры зимовали кужановцы, а на лето переселялись на Урал-тау к селу Майгашта. Заготавливали там деревянную утварь, посуду, лыко, сено, дрова, а осенью возвращались на восточный склон Кыркты, домой. Воров тогда не боялись, все оставляя.

Нафиса Шамильевна Хаматова, 1924 года рождения, назвала цепочку невысоких гор, тянущихся от Кужаново до Даутово: Осло – тау («островерхая»), Урта-тау («средняя»), Карагас-тау («лиственничная»), Зыярат-тау («гора с могилой»), Рита-тау, в названии которой легенда. Двое верховых искали скот, один из них спустился с горы к ручью, а тот, что был наверху, испугался чего-то и закричал: «Рита-та, Рита-та…», а местные жители, услышав, запомнили это словосочетание. И закрепилось оно  за горой.

Далее следует гора Бешэ. На ней ранее рос карагас. Когда деревья выросли до такой степени, что можно стало их рубить и строить дома, то люди воскликнули: «бешэ», что означает («поспел, вырос»). За этой горой находятся Тауэй  и Маяк-тау («смотровая, дозорная»), за которой уже — даутовская земля.

На горе Кайын-тубэ («березовой») жители собирают спелую клубнику, а под горой Эт оскан («где упала собака») у многих кужановцев — покосы. Горка западнее Кужанова называется Кават («один подъем»), что говорит, видимо, о том, что лошади ее легко одолевали.

Через Белекей – тау пролегает дорога и на ней, будто, хозяин горы проявляет норов. Перевернул однажды трактор с трактористом. Бытует предание, что  эту гору не одолели татаро – монголы.

В верхней части Кужаново находится Исрафил койоһо («колодец Исрафила»). Оттуда брали воду для омовения покойников. Несли воду бережно, прикрыв платком, который потом дарили тому, кто совершал омовение «вознесшегося на небо». Этому человеку, верили, будет благодать от Всевышнего. Варежки же, которыми мыли умершего, опускали в могилу. Было поверье: «Кто забудет это сделать, его может утянуть темная сила в запредельный мир».

Воду для покойников брали поперек течения. Исрафил ранее колодец чистил, сруб  на него поставил.

А ныне источник  иссяк. Люди думают, оттого, что не принесли в жертву роднику барашка и не

прочитали молитвенный аят.

В окрестностях Тауэй  находится Мунаура – койохо – родник Мунауры, бьющий из – под земли.

 

Салават Кыркты- -тау

(от Мураттала до Козгон -ояhы-ташы)

История аулов Салават и Кужан, разделенных рекой Мугак

В справочнике «История сел и деревень БАССР» автора А.З. Асфандиярова говорится, что деревня Салаватово основана активным участником башкирского восстания (1735-1740 г.г.) батыром Салаватом.

В документе, называемом «Экстракт о башкирском восстании» за 1740 год, составленном  Л.Я.Соймоновым, дважды упоминается имя башкира Тамьянской волости — Салавата, попавшего в плен к карателям. В документе также говорится, что он с сорока семьями, которых преследовали царские войска, двинулся за реку Белую в Каракайские горы к Кызыл — реке. Частое упоминание этого батыра говорит о том, что он играл значительную роль в восстании Карасакала 1740 года.

После крестьянской войны  под предводительством Пугачева поселение долго называлось Колош. Старый аул находился в местечке «Кошкайын» («птичья береза»), а после пожара отстроился на том месте, где расположен и поныне. Возникший в этой деревне в советское время колхоз носил имя «Салават-батыр».

Салаватова Аниса Газизовна, 1948 г.р., учитель истории, передала интересный материал о своей деревне Салават.

Живший в восемнадцатом веке Абузар-бей имел сыновей Колоя, Кинью и Салавата. Название деревни —  «Колош» по имени его первого сына Колоя. Его другой сын Салават-батыр – сотник и участвовал в восстании под предводительством Карасакала. Его фамилия – Алаткуров.

Восьмидесятичетырехлетний Абузар – бей, будто, погиб, не покинув родного пепелища. Его сыновья отстроились вновь.

Кужаново называли ранее Ново- Худайбердиново.

Годы жизни основателя деревни Кужана Худайбердиновича Мавлигулова: 1802 – 1845 г.г. Эта деревня также называлась еще и Башай.

В справочнике «История сел и деревень БАССР» А.З.Асфандиярова говорится, что она была основана в 1847 году, но её основатель уже в 1845году умер. Значит, и деревня была основана гораздо раньше.

 

 

Владения Сагит-бая

(сведения передала Клара Хатаповна Абдуллина, учитель- краевед д. Кужан)

Владения Сагит-бая простирались в одну сторону до старинного аула Кусяр, а в другую – до Якты – куля.

В эти  же годы, тоже богач, Худайберды из Бурангулово отправил своих четырех сыновей: Давлета, Кусяра, Кужана и Тупака обустраивать свои тирме. Кужану понравилось место под горой Караташ. Он начал обживаться, но Сагит-бай, прослышав, что на его покосах поселился чужак, отправил своих гонцов через полноводную тогда Мугак – йылга (реку).

Кужан был степенным семейным человеком. На Сагит-бая произвел хорошее впечатление, и тот отвел ему в начале земли в местечке Искекоштау, а затем за жителями Кужанова закрепились земли в районе хребта Кыркты-тау, от Караташа до Мураттала, далее же простирались земли аула Салават.

Одна из улиц современного аула Кужан носит имя Худайберды – отца основателя аула Кужана Худайбердиевича  Мавлигулова. Она так названа  по инициативе Клары Хатаповны Абдуллиной, организатора первого на восточном склоне Кыркты – тау Абзелиловской земли праздника «Здравствуйте, односельчане!» в 1985 году, а позже ставшего традиционным в других селах Абзелила.

Вплоть до Якты — куля паслись тучные стада овец и табуны коней Сагит-бая.

Однажды чабаны донесли ему, что воины Салавата Юлаева и Пугачева топчут его пастбища. Бесстрашно отправился Сагит-бай на встречу с предводителями крестьянской войны, доносит молва, и подружился с ними. Особенно же ему запала в душу встреча с отчаянным батыром Салаватом. И решил он дать его имя своему аулу — Салаватово.

Народная молва связала имена Сагит – бая и Салавата Юлаева, живших в разное время. Но, возможно, довелось встречаться с пугачевцами деду Сагит – бая, а сам он родился намного позже крестьянской войны 1773 – 1775 годов – в 1830 году.

От своих предков слышала Клара Хатаповна, что курганы воинов Пугачева — Салавата Юлаева раскиданы вдоль дороги, проходящей ныне через Самарское, Озерное, Красную Башкирию, станицу Магнитную, Троицк, где и произошла одна из кровопролитнейших битв пугачевских войск с царскими.

 

Сагит баксахы

(Сад Сагит — бая)

Сагит — богатей сделал огромную ограду из деревьев. Если его кони заполняли пространство полностью, это означало, что все были в целости. Табунщиками он брал своих племянников, чтобы не крали коней. Он им доверял и  не считал коней. Пастухи загоняли табун в березняк и, если была пустота, значит, не хватало два – три десятка голов, так вели подсчет.

Другое предание  доносит: если из тысячного табуна бая пропадала хоть одна кобыла, он приказывал садить березу. Так  появился большой березняк. Ходит в народе молва, что в своем лесочке, Сагит-бай щедро угощал своих соседей — бедняков. Каждый праздник резал он, будто, по десять жеребцов для сельчан. А в тяжелые 1848 и особенно в 1892 годы спасал людей от голода. 

Говорят, также, что сад этот заложил бай в подарок своей молодой жене.

Сейчас можно увидеть остатки сада Сагита, состоящего из небольшого березового хоровода.

Как памятка о бае Сагите, у речки Мугак неподалеку от  мостика находится колодец, называемый «Сагит козок», а неподалеку — Сагит баксахы («сад Сагита»), рядом с которым построили хоспис (лечебницу для тяжелобольных).

Топонимика Салават-Кыркты — тау

(толкование  Адельмурзина Ульмасбая Халиковича, 1928 г.р., и Рафика Хакимовича Шаяхметова,

1942 г.р., д.Салават)

Салават — аул расположен под горой Осло («островерхой»),  на которой  остался остов сгоревшей от молнии, огромной  лиственницы, пострадавшей также  и от порывов ветра, так как  находилась она последнее время на лысом склоне горы. Огромное количество подобных деревьев спилили на срубы. На единственной оставшейся карагас («лиственнице») была ранее дикая борть («солок»).

Отец Ульмасбая Халиковича Адельмурзина – Габдулхалик Адельмурза, 1875 г.р., много сведений о природе Салават — аула передал своему сыну.

Адельмурзин Ульмасбай Халикович — настоящий знаток исконных названий гор, ущелий, яйляу Салават-Кыркты. Этот отрезок хребта находитс в пределах Мураттала и Козгон ояхы-ташы. Через салаватовский перевал можно попасть в бывший Салават = совхоз, Бурангулово, Узянбаш.

На ближней гряде Кыркты находятся:

Кихат улгэнтау  – «гора, где конь сдох»;

Актан – тау – «гора белого рассвета», там ранее жил старшина Рамазан;

Назифа Мансурова, жительница Салаватово сообщила, будто на вершине Актан – тау находится колодец с зеленой водой, напоминающей минеральный напиток «Тархун». Озеро это метров пяти в диаметре и называется Белекей — «маленькое».

Куга синташ – тау – сынташ (с казахского) означает «могильный камень» в виде каменных куч или столбов. По древнему обычаю, такие камни посвящались духу местности.

Харзак – тау – «гора жалящей мухи»;

Зайнулла – еге – ущелье, где Зайнулла сено косил, там стоял ранее кыуышкыр – «плоский шалаш»;

Дойэ улгэн – «верблюд сдох», это место еще называют Тугалган. Возможно верблюд сдох во время прихода в Салават – аул в 16 веке каравана верблюдов с миссионерами – распространителями ислама.

Яланды буйы – «гора змеи», а рядом

Яланды еге – «змеиное ущелье»;

Каркауар еге – «красивое ущелье» с речкой;

Кайын узек – «березовая лощина»;

Козгон ояхы– «гнездовье недоброго вещуна (ворона)»;

Хыуборган йылга – «река с noворотом»;

Саганташ – «скала с кленом»;

Иске-тирмэн— старая мельница, от которой ныне ничего не сохранилось, но место это удобное для

проведения сабантуев;

Эрекарагас —  тау – «огромная лиственница на горе»;

Юлдаш битлэуе – «склон горы Юлдаш»;

Шырбике тубэхе – «возвышенность Шырбике;

Каряуа тубэхе – «снежная возвышенность», где кар – «снег»;

Куян ояхы (ташы) – «гора с заячьей норой»;

Дингезак, где дин – «вера». Возможно, толкование: «вершина верующего», так как там, в самом деле, находится, старая могила, обложенная камнем или «гора – море», от дингез – «море». С этой горы берет начало приток Мугак – реки.

Базыу сыскан –  «мышка Базыу обгадила» (в значении – «обвела, оставила в дураках»). В названии зашифрована легенда. У одного богатого старика были два сына и младшая дочь. Все наследство он хотел оставить ей, но сыновья были против, так как  традиционно имущество отца переходит к старшему сыну. Тогда отец решил поступить так : выделил каждому из детей по коню и послал на гору, сказав: «Кто перепрыгнет через скалу, тот получит наследство». Девушка Базыу сумела на коне преодолеть  камень. И тогда отец воскликнул: «Базыу всех вас провела и ей – наследство». Возможно, хитрый отец вручил дочери лучшего скакуна…

Другой вариант легенды.

У Хафиз – бая в стаде овец родился шестиногий ягненок. Бай не хотел, чтобы его видели люди и держал взаперти. Весной он приказал своим трем сыновьям увести его на высокую гору, зарезать и съесть. А сам поехал на ярмарку. Сыновья хотели выполнить поручение отца в тайне, но это не удалось, так как их сестренка Бадига увязалась за ними. Братья не обратили даже на нее внимания. Дома отец их спросил: «Втроем ли вы были на горе?» И когда узнал, что и дочь была с ними, воскликнул: «Бадига увела ваше счастье!». И все свое богатство наследовал дочери Бадиге, назло сыновьям. А вскоре  вся округа узнала про шестипалого ягненка, про которого разболтала говорливая Бадига. А гору эту стали называть Бадигасыскан («Бадига обвела»)

Биргеусак-тау – «гора ближней осины»;

Apтыгаккош-тaу – «обитель птицы на дальней горе»;
Бейеккыр –  «высокая плоская скала»;

Тапыуар – тау – «гора Тапыуара»;

Тэрэн узяк – «глубокая долина»;

Баргыт уйы – «место Баргыта»;

Бирге суктал – «ближние заросли» (в этих местах бьют родники);

Аргысуктал  — «дальняя чащоба»;

Баргын – туй – «где играл свадьбу Баргын или Барый»;

Ибрагим буйы – «покос Ибрагима»;

Эбей буйы — «покос старушки»;

Шакур яугир кисеуе – брод погибшего воина Шакура. Это труднопроходимое место в устье речки Кандыбил;

Муйынсак (Мусак), (Мугак) йылга. Бытует в среде старожилов предание, что название речки произошло от имени Мусабика. Так звали одну старую женщину, которая ежедневно шла к реке с ведрами на коромысле и передавала бегущей воде горечь от своей одинокой жизни; по другой легенде, одна женщина обронила в эту речку муйынсак – «бусы».

Самантай — называют место у речки Мугак, где постоянно ветряные завихрения;

Сатра – йылга – «развилка на  реке», берущей начало у Иске тирмен («старой мельницы»);

Урта Кыркты — («средняя гряда Кыркты»);

Озон кисеуе – «длинный ручей»;

Куйе асык юлы – «светлая дорога среди густого леса», это место сразу же за перевалом;

Кафыя кыуыш – «шалаш Кафыя»;

Ырызбай кисеу – «переправа Ырысбая»:

Ситдык утары – «покос старика Ситдыка»;

Кайыпкол асы – «поляна Кайыпкола»;

Галиахмэт ямы – «поляна Галиахмета»;

Бурта — кашка – ялан — « поляна лошади – сивки со звездочкой или лысиной»;

Таш – кисеу – «каменный брод»;

Кутырды асехе – «соленая короста», возможно, речь идет о солончаках;

Байзар йорто –«где жили богачи»;

Калмактар  йорто – «место рода «Калмак»;

Ташбаштар йорто – место рода «Ташбаш»;

Муйылды йылга – «черемуховая речка»;

Турыат — ташы – «камень гнедой лошади»;

Айыу – ояхы – «медвежья берлога», находящаяся на Турыат – таше.

Продолжение следует….

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × два =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Website Malware Scan