UA-108603820-1 На древней земле башкортов. Вдоль хребта Кыркты — тау. — Свободный Урал
Тайны города Перми Прощай, XX век(ВИДЕО)!
02.03.2018
ДОСТУПНЫЙ УРАЛ: СУКСУН, ПЛАКУН, ЗАБРОШКА (ВИДЕО)
07.03.2018

На древней земле башкортов. Вдоль хребта Кыркты — тау.

Этнографическое исследование Абзелиловского района

Гончарова Галина Ивановна

(Фрагмент книги)

Часть 1.

Абзелиловский район

(Эбйэлил районы)

Находится на стыке Европы и Азии, занимая среднюю часть Башкирского Зауралья. На всем протяжении имеет общую границу: на востоке с Челябинской областью, на северо – западе – с Белорецким, на западе – с Бурзянским, на юго – западе – с Баймакским районами Башкортостана.

Образован 20 августа 1930 года, районный центр – село Аскарово (Аскар).

Площадь района – 4289 квадратных километров, численность населения, согласно Всероссийской переписи населения 2002 года – более 43,2 тысяч человек. В составе района 16 административно – территориальных муниципальных образований – 91 населенный пункт. Наиболее крупные из них Аскарово – более 8 тыс. человек, п. Краснобашкирский – 2,2 тыс. человек, п. Целинный – 1566 человек, п. Ягельский – 1252 человека. По национальному составу: 88 процентов – башкиры, 8,4 процента – русские, 2 процента – татары и 2,2 процента представители других национальностей.

(Взято из альбома «Край родимый Абзелил (краткие исторические очерки), Абзелиловскому району – 75 лет)

Абзелиловская земля

Абзелиловский район основан 20 августа 1830  года. История наименования района уходит в глубь веков и упоминается во многих сказках и легендах. Удалой парень Абзелил выиграл у хозяина озера табун прекрасных лошадей, потомки которых и сегодня преданно служат людям.

В Абзелиле живут представители нескольких племен: тамьян, кубеляк, карагай – кыпсак, тангаур, бурзян.

Тамьян расселены вдоль восточного и западного склонов хребта Кыркты – тау.

Кубеляк занимают северо – восточную часть района. Представители этого рода сосредоточены в районе больших сел Баим, Аслай, Ново – Балапан и прилегающих к ним поселений.

Карагай – кыпсак сосредоточены в Халилово и прилегающих к нему поселениях в юго – восточной части района.

Тангаур живут не так компактно, как вышеназванные народы. Представители этого племени сосредоточены в районе поселений: Ишкул, Аскар, Ахмет, Кирдас, Хамит.

Бурзян проживают в деревнях Альмухамет (Кулбакты), Абдряш (Нугаево), Булат (Мунаш).

Русские селились на восточных территориях района, прилегающих к землям, которые ранее занимали казаки станиц Магнитной, Янгельской и близлежащих бывших редутов – Смеловского, Спасского, Верхнекизильского. Это такие села, как Янгелька, Гусевка, Селивановка, Михайловка, Борисовка (1920), Покровка (1914), Маркино (1916).

Юнай аул

История села

(взято из «Истории сел и деревень БАССР» автора А.З. Асфандиярова)

Юнаево – коренное поселение тамьян  на  реке Асияке.

Тархан Юнусбаев или Юнусаев известен тем, что  в 1757 году участвовал в продаже вотчинной земли по реке Авзян заводчику Шувалову.

Юнай – далекий потомок Шагали Шакмана – бия тамьян, принявшего в Казани русское подданство.

Сын Юная – Казаккул (1758 – 1830 г.р.), внук – Кагарман, 1786 г.р.

В двадцатые годы деревни Юнаево и Юлдашево слились.

Юнаево, Кагарманово, Ишбулатово имеют тесную генетическую связь. Кагарманово основал потомок Юная – урядник Кагарман Казаккулович Юнаев. Его дети Мухаметкунафия, Алама, Таминдар.

Кагарман Казаккулович – участник войны России с Францией 1812 года.

Топонимика аула Юлдаш (Кудеся)

(Легенды, предания)

(Сведения от Алмаса Кагармановича Саитгалина, 1948 г. р., д. Юлдаш)

Хаз – баш. Рядом с этой горкой, где ныне заросли кустарника и одно только хозяйство, ранее находился аул Юлдаш. Он был сожжен, возможно, во время одного из крестьянских восстаний.

Древние могилы. Близ Юлдашево много древних могил с арабскими надписями на камнях,  до сих пор пока не расшифрованными.

Древняя земля. Саитгалины Алмас Кагарманович и его супруга – учительница находили царские монеты, например, 1748 года и среди них свинцовые, приличных размеров.

Алмас Кагарманович копался на старом месте поселения юлдашевцев и находил там битые  горшки, остатки женских украшений.

Археологи у Юлдаш — аула нашли древнее городище, возможно, эпохи бронзы.

Сура — койо («Топкий ключ Сура — батыра»). На подъезде к аулу Юлдаш встретился пастух и сообщил, что заболоченное место называется Сура – койо. В этих местах будто и произошла битва Сура – батыра с казахами, и погнал он их из родных мест. Это  сырое место русские называют «Топкий ключ» или «Топь».

Унгар туба. Возвышенность примечательна тем, что у её подножия и на вершине две могилы аулии. Кто они были, молва не донесла.

Под горкой находятся остатки шахт глубиной до ста метров. Что там добывали, точно не известно. Горизонтальные  забои шли по «белым жилам». Шахтеры выскребали белый порошок, укладывали в пакеты по два килограмма и на телегах везли в Магнитогорск на металлургический комбинат. Действовал рудник только в годы войны.

Мать Алмаса Кагармановича Саитгалина – Хаерниса Саитгалина (урожденная Хакимова), 1911 года рождения, добывала минерал под Унгар — тубе, но никогда не называла его. В отвалах  у горы —  груды камней ржавого цвета.

Много под горой и мрамора разной цветности, например, розового. Горка также богата змеями, может быть, их и привлекает редкостный минерал…

Казган – таш. В пяти километрах от Юлдаш — аула находится  место, где брали железную руду и везли на Белорецкий железоделательный завод. Но руды там оказалось мало.

Карасакал хаз. Болото Карасакала находится в стороне Таксырово. В пятидесятые годы восемнадцатого века началось крестьянское восстание башкир под предводительством Карасакала. Видимо, в этих местах побывали отряды повстанцев.

Туры — улген (в названии зашифрована легенда на тему песни «Таштугай»). В трех – четырех километрах от Юлдашево находится сенокосное место семьи Саитгалиных. Эту поляну с богатым разнотравьем и родником называют Тура – улген («конь сдох»).

Легенда гласит: «Отец из племени Катай услышал, что его любимая дочь, которая жила в замужестве в деревне Таш – тугай Хайбуллинского района, умерла от тоски по родным лесам, горам. Да и муж ей не был люб. Погнал своего коня обезумевший от горя отец и загнал его до смерти. Место, где жеребец пал бездыханным, назвали Туры улген».

Балсак казган («где копали глину»). Там копали глину хорошего качества. Этот карьер у речки Куляше.

Яйляу юлдашевцев. Ранее  кочевали юлдашевские семьи по долинам рек Янгелька, Майгашты, Сатра, Арка — йорт, Авайнам, Сутяй. Чаще переселялись к Урал – тау, что близ Хамитово. Яйляу их назывались «Туба – йорт», «Саукалы – йорт», «Тирмэ – калган».

(Топонимы здесь и далее чаще даны в русской транскрипции, точное написание их – в Словаре топонимов, стр. 351). 

История аула Такhыр (Телэнсе, Тлянчино)

(сведения от Муллахмета Хальфетдиновича Султанова, 1925 г.р., д.Таксыр)

В справочнике «История сел Башкирской АССР» А.З.Асфандиярова говорится, что население двух деревень Таксырово (Тлянчино) и Абдулгазино находилось в близкородственных связях. Первое название деревни Телэнсе произошло от имени Тлянчи Исяшева, старейшины Тамьянской волости, пугачевца. Второе название – от имени его сына, старшины волости Таксыра Тлянчина, 1764 года рождения.

Деревня известна с 18 века. Есть предположение, что жители Таксырово—выходцы деревни Акимбетово, поскольку в 1776 году Исяшевы жили в этом селе. В 1834 году 120 человек из Таксырово основало при реке Тулаке новую деревню Абдулгазино. Первопоселенец этой деревни 30-летний Абдулгазы Исянгулов.

Житель аула Таксыр Муллахмет Хальфетдинович Султанов значительно дополнил эти сведения. Его далекий предок Телянсы (Тлянча) жил у Телянсинского ключа, что в районе Узяна, затем Телянсы-бабай отделился от своих родичей и подался на земли нынешнего Таксырово. Это, видимо, произошло после разорения Пугачевым железоделательного завода на реке Узян при впадении в реку Белую.

Родовая легенда гласит, что сын Телэнсе – Таксыр был увезен в Казахстан, возможно с его матерью. Подросший и возмужавший Таксыр на коне умчался на родину предков, преодолев Урал в районе нынешнего районного центра Агапово, и поселился у родника Олокойо башы, где ныне растет одна сосна.

Муллахмет Хальфетдинович Султанов живет на склоне горы Энэлек (Боярышниковой) на улице, носящей имя первопредка Телянсы. Предание доносит: землемер, который делал разметку земли в ауле Таксыр, не получив в благодарность за этот труд желаемого коня или овечку, намерял улицы на склоне каменистой горы. Ранее, еще до середины 60-х годов 20 века, в Таксырово не было у домов ворот, а лишь ивовые плетни. Сараи от навоза не чистили, а переносили на новое место, также, как и тальниковые заборы.

Топонимика окрестностей аула Таксыр

(Сведения от Муллахмета Хальфетдиновича Султанова, 1925 г.р., Юлдыбая Нуритдиновича Шагимарданова, 1944 г.р., и Фаниса Галлямовича Султанова, 1976 г.р., д. Таксыр)

Куянсы – «Заячья».

Тойгэнташ – «Гора, где гнездились хищные птицы».

Энэлек-таш – «Боярышниковая гора».

Йорэктау – «Сердце-гора», а рядом с ней течет Йорэк-йылга, на которой есть две запруды с гнездовьями журавлей, уток.

Олокойо башы – «Большой родник», вода которого будто излечивает язву желудка.

Кушылган-куль – «Сдвоенное озеро»

Корот-югалган – «Корот украли», так называется место, где находится лиственница среди берез, рядом с которой было яйляу таксыровцев.

Сейэле – «Вишневая гора».

Калкан-тау – «Щит-гора»

Ургеяк – «Дальний берег».

Озонгор – «Длинная гора».

Малайташы – «Камень мальчика» (он, будто, там умер в революцию).

Сыбарулэн – «Пестрая трава».

Аласабил – «Пестрый перевал» или «Перевал мерина» (аласа – пестрый, алаша – мерин).

Бейекбил – Высокая вершина на перевале Аласабил.

Таксыровские яйляу

В весеннее-летний период таксыровцы кочевали на Урал-Тау на жирнотравные пастбища, а когда возвращались, то делали остановки для выпаса скота у поселков Первомайского, Янгельского, хутора Маркино, у Гусевки и так доходили до Таксырово.

Аскаровская земля

История районного центра Аскар – Абзелил (Тангаур)

«В истории сел и деревень Башкортостана» А. З. Асфандиярова говорится, что Аскар-аул возник в период восстания Карасакала, когда более пятисот сел было сожжено царскими карательными  войсками. Часто аулы возрождались под новыми названиями. Аскарово ранее называлось Тангаур, так как в нем поселились представители двух племен—тангаур и тамьян – этнических наследников древних монголов. Они расселились в долине небольшой речки Тангатар. Аскаровым село было названо в честь первопоселенца Аскара Биишева, которому в 1834 году исполнилось семьдесят три года. Второе название — Абзелилово происходит от имени старшины  тангаурской волости Абзелила Якшибаева. Известно, что он принял активное участие в восстании под  предводительством Пугачева. Аскар Биишев и сын Абзелила Якшибаева –Абдулманнан Абзелилов — ровесники — оба с 1761 года. Деревня Аскарово – Абзелилово предположительно возникла в тридцатые – сороковые годы восемнадцатого века.

Аскаровские вершины гор

(толкование Ильсена Мугаллямовича Мирхайдарова, 1936 г.р., с.Аскар)

Когда подъезжаешь к Аскарово со стороны Магнитки через аэропорт, то непременно надо пересечь кряж Курьятмас. Если делать дословный перевод этого названия, то он будет звучать «тетерев не  лежал». Но исследователь Урала Лепихин, увидев со стороны Аскарово рассвет солнца над перевалом, назвал его кряжем «Багрового света». С Курьятмаса открывается вид на долину, напоминающую чашу между гор.

Две близлежащие к районному центру вершины именуют Алмас – тау («алмазная», а иначе гора бабушки Алмас) и Фаиз – тау (гора одинокого деда или гора, на склоне которой жили Фаизовы).

Тангатар – йылга берет начало у Осло – тау, затем исчезает под землей и вновь появляется в виде родника уже под Алмас — тау и далее протекает через Аскарово узкой лентой. На Осло – тау была ранее пещера со входом, уходящим резко вниз. Сейчас он замурован огромными камнями, среди которых яшма разных оттенков. В трехстах метрах от горы – родник. Близ нее находили археологи стоянку первобытного человека.

Любая лощина, овраг  вокруг селений имеют свои названия, многие из которых несут в своей основе сведения о событиях, происшедших в давние века.

Топоним «Сурнай» — в честь батыра, воевавшего с гуннами, а речка «Куляше» может навеять воспоминание о Куляше – батыре, который в этом месте задержал Батыя.

В названии горы Аюки – легенда. Казахи, калмыки шли из степи и крали жен и скот. Даже после ввода пограничной, казачьей линии, они продолжали набеги. Как – то под этой горой состоялся бой Сура – батыра с калмыками – конокрадами. А после победы казнил Сура – батыр их вожака. Когда ему зашивали лыком спину, тот громко кричал : «Ой, йукэ!» (ой, лыко!).

Гора Игенбар названа, считает Ильсен Мугаллямович, в честь немецкого генерала. В Гражданскую войну в этих местах жило много немцев. На кладбище села Аскарово ранее находились сотни немецких могил.

Алмас — тау

(толкование Альфии Фатхулловны Гайсиной, 1929 г.р., с. Аскар)

От своего отца Фатхуллы Фуатовича Гатиятова, 1879 г.р. она запомнила легенду о горе Алмас. Название горы появилось в те времена, когда совершались набеги казахов и творились карымта и барымта. Совершили казахи умыкание башкирской девушки, но вскоре соплеменники отомстили за нее и вернули пленницу домой. Стала она женой бая и родила девочек – близнецов. Одну назвали Алмас, другую — Каймас. По – разному сложилась их судьба. Алмас стала третьей женой богача. Имела  яйляу на склонах горы, которую стали называть её именем — Алмас, что в переводе «не возьмешь», так как гору в самом деле не одолели монголо – татарские воины. Любила Алмас устраивать веселые сабантуи под любимой горой.

А её сестренка против воли родителей вышла замуж за пастуха. Лес напротив горы Алмас называют Каймас, что переводят как «не пройдешь».

Уточнила Альфия Фатхулловна и другие названия. Исстари покосы Фаизовых находились на склонах Курьятмаса у речки Куляше. Она утверждает, что Куляше — переиначенное имя девушки – Гульгайша. Наиль Галиевич Гайсин,  ее сын, оригинально толкует топоним Курьятмас, как Кор — ятмас  «род поселился».

Гора Бейэ – каза (Беля – каза)

Ильсен Мугаллямович Мирхайдаров рассказал легенду, расшифровывающую топоним Бейэ – каза («кобылья беда»).

В глубокой древности это было. Народ воинственный, возможно, гунны, пришедшие в эти места, был разбит. Существовала у них традиция воевать на кобылах, так как они ведут себя тихо, не выдадут врагу. Сиротливо жались животные, сгрудившись на горе. Им предстояло на ней зимовать. Жалостливые аулчане сыпали соль на снег, чтобы таял скорее и чтобы приручить коней. Так и прокормились они на горе. Но и полегло их немало. Долго кружило над горой вороньё.

У подножия горы расположена деревня Идяш – Кускар. Жители этого селения — Хафизов Габдинур Ишбулдинович, 1935 года рождения, Атауллин Фазылъян Кафиятович, 1940 года рождения  и Шакирьянов Закир Фитратович, 1971 года рождения знают немало тайн этой горы с плоской вершиной. Длина ее несколько  километров, а высота около трехсот пятидесяти метров от подошвы, над уровнем моря — семьсот сорок три метра.

Бейэ – каза фактически слилась с другими вершинами, называемыми Супай, Такай и Мукат.

Гора когда–то была покрыта лесом из берез и лиственниц, но деревья часто выгорали. Остатки толстых стволов лиственниц еще можно видеть на склонах.

Крупные камни этой горы увивает можжевельник —  артыш, которого также остается все меньше.

Во время войны мальчишки по — нескольку раз в день поднимались на крутые скалы за диким луком.

Ещё в начале 19 века с вершины горы скатился крупный валун – великан (объемом с большой деревенский дом). Кужин Абдрахман, живший в 1868 – 1957 годы, рассказывал, что слышал от стариков, будто, когда камень свалился, стекла в домах задрожали и даже повылетали. Но были ли в то время стекла в глухих деревнях горной Башкирии?

А летящая глыба, говорят, придавила семь девушек. И существуют песня  и танец «Ете кыз» на эту тему.

В горе, утверждают старожилы, несколько пещер. В одной из скал – глубокая трещина. Сброшенный в нее камень далеко летит.

Подметили местные жители, что перед дождем камни на горе становятся сырыми, как будто слезятся.

Гору облюбовали дельтапланеристы. Плоская вершина и потоки ветра на ней в удобном направлении, делают гору привлекательной для  спортсменов, едущих даже из – за рубежа. Располагаются они с палатками за речкой Идяш – притоком Большого Кизила, окольцовывающей аул. Берет же она начало с одной из вершин Кыркты – тау за аулом Даут.

На горе бьют родники: один – в березовой роще, другой — из–под лиственницы. Это место так и называют Карагас – той («текущий из–под лиственницы»). Другое сырое место называют Сыузы – узяк –«сырая лощина».

Идяш – Кускарово ранее входило в колхоз – миллионер «Заветы Ильича», которым руководил уважаемый односельчанами председатель Пеннер Исаак Георгардарович. Похоронен замечательный хозяйственник в Гусевке.

Ханкала («Ханская ставка»)

После четырнадцатилетней осады башкирских аулов хан Батый, по преданию, осел на два года близ этой горы.

Истории, предания периода Гражданской войны

(рассказывает Ильсен Мугаллямович Мирхайдаров, 1936 г. р.)

Как спас курай

Уроженец Кирдасово, родственник отца Ильсена Мугаллямовича, кураист, плясун Сафаргалин воевал у красных, как подневольный. А когда попал в плен к белым, то воскликнул: «Я – веселый человек, музыкант, а не политик!» Атаман, не слушая его, отдал приказ расстрелять.

Кураист попросил напоследок чарку и  курай. Разбитыми губами прихлебнул зелье, руками, со сломанными суставами, взял травяную дудку и заиграл плясовую. Вначале его заслушались, а затем пустились в пляс всем отрядом. Виртуоз Сафаргалин и сам стал пританцовывать, тело его разбитое, тем не менее, было гибким, пластичным. Атаман в ярости приставил пистолет и вскользь выстрелил. Сафаргалин от неожиданности упал. Солдаты захохотали: «Играть ты мастер, а труслив». Дали ему клячу и отпустили. Но история Сафаргалина у белых на этом не закончилась. Дождавшись ночи, он вернулся, чтобы спасти друга, находящегося также в плену. Все спали, перепившись. Друзья сели на хороших коней и домчавшись до деревни Тал — Кускар, спрятались в тальнике. Когда по — утру друг спросил Сафаргалина : «Как ты меня спас?», тот ответил: «Курай — всему причиной, поэтому и отпустили». А тот был подозрительным и не поверил, подумал: «Друг – предатель». А когда при Советах стал начальником, то ходатайствовал, чтобы Сафаргалина раскулачили и сослали.

После репрессий кураист обустроился в Красной Башкирии. Дожил  до восьмидесяти лет. Умер в 1976 году. Дети его также талантливы: Радик и Разбик – баянисты, кураисты. Их часто можно было видеть на свадьбах.

Радик Нургалеевич Сафаргалин, 1937 г.р., сын кураиста, подтвердил все написанное и дополнил, что отца звали Нургали Сафаргалеевич, а родился он в 1897 году.

Убийство на Фаиз — тау

Один  своему другу – односельчанину сказал: «Спасемся, отдам за тебя сестру». В связи с Брестским «позорным» миром пленных отпустили по домам. Вернулись в село, а сестра уже была замужем. Это были 1914 – 1915 годы. А когда в гражданскую он стал важным крупным сельским руководителем, то отобрал сестру у ее мужа и отдал другу. Обиженный муж пообещал убить начальника. На Караташе жили недовольные властью. Таких набралась целая банда, и однажды напали они на Аскарово. Среди них был и зять, который хотел мстить брату своей жены. На Фаиз – тау, будто, и произошло убийство «красного» начальника.

Икона в схроне

Курканбаев Абдулгалим Курканбаевич (1876 – 1946гг.) рассказывал, что в Гражданскую войну помогал раненому священнику из отряда армии Дутова. Умирая, православный пастырь очень просил Абдулгалима Курканбаевича похоронить его в укромном месте, а также спрятать церковную утварь и особенно редкостную икону в золотом окладе.

А позже Абдулгалим – апа иронизировал, что зря считают, будто икона Табынская ушла за кордон. Он был уверен, что она надежно им спрятана на его ахметовском яйляу. Он даже нарисовал карту-схему места укрытия клада красным карандашом, но после его смерти карта исчезла и, можно предположить, что ценная православная реликвия, скорее всего один из списков с иконы Табынской Божьей матери, уже изъята.

Мемориал репрессированных Абзелиловского района

 (идея Ильсена Мугаллямовича Мирхайдарова, 1936 г.р., с. Аскар)

В районе не менее пятисот шестидесяти невинно пострадавших при Советской власти в тридцатые годы. Возможно, что это более, чем в других районах республики.

Памятник, задуманный Ильсеном  Мугаллямовичем Мирхайдаровым, представляет собой белую пирамидальную стелу на черном кубе, на четырех сторонах которого мрачные символы того времени: «тройка чекистов в черных кожанках», решающих миллионные судьбы, «каторжная тачка», «чашка с баландой» и аллегория «смерти», как результата этого страшного эксперимента. Куб, пронзенный белой стелой представлял бы собой, олицетворение лжи и правды этого мира.

Как сын репрессированного сэсэна и как патриот своей Родины, он мечтает увековечить память пострадавших от репрессий. Ему уже немало лет, «пошаливает» здоровье, и поэтому идея удивительного человека  может реализоваться только при большой поддержке и понимании властей.

Даут — Кыркты

(От Бабайяhы (еге) до Азнагултана)

(Сведения от Шарафутдинова Гуззаира Хуснутдиновича, 1926 г.р., д. Даут)

Даутово (ранее его называли Башой) – носит имя сотника Даута Сафарова – старшины Тамьянской волости с 1778 года.

Даутовская Кыркты  – тау тянется от ущелья  Бабай — еге до другого – Азнагултана, через которое пролегает дорога, пересекающая хребет. Её называют дорогой Азнагула. По ней можно попасть в села и деревни на западном склоне Кыркты:  в Утяганово, Саиткулово и другие.

Гульягы (еге). По весне молодые парни и девушки собирали лук – оскон. Что–то произошло, девушка Гуль сорвалась со скалы и погибла. А за ущельем закрепилось название «Гульеге». В нем проводились национальные праздники, обряды

Бабайягы (еге). В ущелье Бабай — еге есть небольшой водопад, неподалеку же на  поляне проходят колхозные праздники. От водопада течет ручей, наполняясь водой других ручейков, и небольшой речкой протекает мимо Кусярова, Кужанова, Тупакова, Михайловки и впадает в Сыбаркуль. Наверху, неподалеку от водопада, у скалы растет дерево, на которое традиционно привязываются ленточки с пожеланиями.

В Айыу –еге («медвежьем ущелье») медведи и до сих пор беспокоят, а кроме них, волки, рыси.

В окрестностях Даутова есть своя Осло – тау (островерхая), а также Эт-оскан, где во время охоты собака, догонявшая дичь, сорвалась со скалы.

На горе Харык – оскан («овца упала») – овцу, видимо, настигали волки, и она также слетела с обрыва.

Караташ. На Даут — Кыркты есть и свой Караташ. На нем — озерко и дозорная площадка. На горе также маяк, сделанный из вековой лиственницы, на котором оставляли метки на память те, кто здесь побывал. Однажды у предков жены Гуззаира Хуснутдиновича увели кобылицу. Хозяин пошел следом с ружьем. Поднялся на Караташ, а оттуда сверху увидел, что ниже сидят человек семь и варят мясо. Он не стал стрелять в них. Огляделся, высмотрел свою кобылицу у березы и решил сделать первый предупредительный выстрел в воздух, а  второй в того, кто сядет на коня. Только он успел выстрелить, как лошадь сорвалась с места. Конокрад вцепился в уздечку, но протащившись немного, отстал. А кобылица утром уже была дома.

Ранее в пещеру, что на горе Караташ, заходили табуны коней. Люди в годы репрессий там прятались семьями. Шарафутдинову Гуззаиру Хуснутдиновичу об этом рассказывал его отец.

К сожалению, завалилась пещера огромных размеров в горе Таштыгыр. Туда, будто, также кони вмещались. В гражданскую войну в ней прятались бандиты (так их люди называли, но «красные»  это были или «белые» — неизвестно). Рядом с Даутово, до 50-х годов, находился аул Кусяр. Первопоселенцы деревень Даут и Кусяр были выходцами из Исхакова, находящегося в западной части района.

Козгон — таш. На Даут – Кыркты находится вершина Козгон — таш – «черного ворона». Эта птица – стервятник — падальщик, вроде каракош или беркута. Такие птицы могут зайца, лису на лету схватить, правда, хитрая лиса, завидя беркута, ястреба, может быстро хвост вывернуть трубой, чтобы птица не вцепилась. Козгон зимует на Кыркты – тау. Приметили люди, что если эта птица кричит «корок» — то это  к не доброму, «тын» — к хорошему. Быстро тогда надо птицу спросить: «Ах ты, божья птаха, что ведаешь хорошее, или плохое?» А лучше помолиться. С этой вещей птицей надо обращаться  ласково.

Танатар (Тангатар). Неподалеку от деревни Даут находятся истоки речек Идяш и Танатар. На последней ранее проходил сплав  леса. Перевозчики останавливались у этой речки и говорили: «Успеть  бы до утра». Так и пошло название речки Танатар («рассветная»).

Болашты – уй (Булаштыуй). Долина, где сейчас новый микрорайон Аскарово «Северный», ранее называлась Булаштыуй. Эта земля была пограничной (спорной) для аскаровцев и даутовцев. Позже здесь проводились районные сабантуи, но в настоящее время они организуются на новом месте – Байрам иткен. С давних времен там также отмечали праздники. Известное яйляу (покосное место) аскаровских родов, где растут лиственницы, называлось Карагас йорт. Каргабуткахы – весенний праздник грачиной каши — проводили в этих местах последний раз ещё до Великой Отечественной войны. Также называется и трава, растущая на склонах гор – каргабуткахы.

 

Давлет (Игамеш,  Кусямыш)

История села

В «Истории сел и деревень Башкирской АССР» А.З. Асфандиярова сообщается: «Часть жителей Тупаково имела хутор Давлетовский. В 1810 г. вместо него зафиксирована самостоятельная деревня Давлетово в тридцать дворов, затем двенадцать семей переселились в деревню Кусярово». Здесь же называется  первопоселенец села — Давлет и его сыновья: старший Амангильды, 1759 г.р., Кинзягул (1769 -1817гг), Кусямыш (1772 – 1829гг), Усямыш (1776 – 1819гг). упоминается и сын Кусямыша – Хусаин, а также второе наименование села – Кусямышево.

Давлетовская сноха Вазифа Исмагиловна Хайритдинова, 1941 г.р., предоставила сведения о роде своего мужа. Потянулась цепочка жизней от первопредка Давлета до  наших дней. Известно в роду про Усямыша, сына Давлета, что он, украв у Кусямыша – агая его жену, умчался в Казахстан. А старший их брат – Амангильды, будто, переселился куда – то за хребет Кыркты. От сына Кусямыша – Хасана родился Мухаметгали, а от его брата Хусаина –  Хайритдин. Сын Хайритдина – Ахмет, 1891 г.р., не менее пяти лет отработав на мельнице, в 1914 году отправился на фронт первой мировой войны. Храбро служил он в царской армии и вернулся домой с именным оружием, а позже стал муллой, так как был грамотным человеком, но скорее всего ненадолго, потому что грянула  революция.

Жена Гузаира Хайритдинова, 1939 г.р., сына Ахмета, Вазифа и рассказала  то, что слышала от своего мужа, а он — от  отца и деда.

Предки Давлета переселились из Саиткулово и осели вначале у «Хыуык койо» «Холодного ключа», прожив там не менее ста лет. За этим местом также закрепилось позже название Иске – кыш — тау («старая зимовка»), но иногда его и до сих пор именуют Олкэш, по имени одной старухи, которая переехав вслед за Кусямышем на новое место жительства, просила, чтобы ей доставляли воду из «Холодного ключа», со старого места, так как считала эту воду целебной. Надо  сказать, что Олкэш  — это  сокращенное имя, а полное – Олкагизе.

В 1968 году Ирина Габитовна Фаизова, 1941 г.р., записала в Давлетово следующие сведения от старожила Ягудина Габдулхая Ягудиновича, 1906 г.р. Кухамеш – башкирин поселился у горной речки Ылкаш, что стекает с Малого Курьятмаса и впадает в Чебаркуль. Жил он вначале один со своей семьей на привольном месте над озером. Позже к нему присоединился другой хуторянин- глава семьи по прозвищу Куший (от Кушылган – «соединился»). Внук Кухамеша – Давлет переселился на левый берег Авняша, а внуки Кушыя поселились на левом берегу речки Кумаксаз, и образовалось село  Кушеево, что в восьми километрах от Аскарово.

Вазифа Исмагиловна Хайритдинова далее сообщила: «С Иске – кыш – тау потомки Кусямыша переместились на место современного Давлетово и построили на Ауняш – реке мельницу. Она стояла когда – то напротив того места, где ныне подворье Каракаевых. Ещё недавно, лежавший камень, остаток мельничного жернова, скрыт ныне прибрежным песком. На этой мельнице, будто, трудился конюх, у которого был конь – алаша. Однажды его отец, поднявшись на гору, увидел, как этого  красавца=  коня погнали казахи, сын же его был связан конокрадами, но быстро освободившись от пут, он с друзьями помчался догонять воров. Коня вскоре вернули, а казахов убили, там же и захоронив. Говорят, что Кусямыш поспешил сняться со старого кочевья, боясь, что русские захватят и обживут хорошие земли вдоль реки. Действительно, под горкой, за которой позже закрепилось наименование Мельничной («Тирмен – тау»), находилась мельница Федорова, построенная в 1873 году. Бытует предание, что у управляющего мельницей Чиняева Ильи Ивановича была красавица — дочь и за неё сватался Азанов Михаил, но получив отказ, он, будто, сжег эту мельницу.

Близ Мельничной горки жило много русских. Управляющий мельницей часто устраивал праздники для смешанного населения Давлетово. Донеслось от старожилов села, что на сабантуе в те времена отличился силач Каракай из рода «Карабатыр», сумевший поднять на вершину горы два мешка муки сразу и получивший их в качестве приза.

Топонимика давлетовской земли

Озеро Сыбаркуль — Давлетовское. Близ Давлет – аула находятся три озера. Самое ближнее фактически является запрудой. Его называют Давлетовским или  Сыбаркуль – Чебаркуль – от  Сыбар («пестрый»), так как оно пестреет от лабз, плывущих по мелководью. Через него протекает река Янгелька – Ауняш, на которой ещё в девятнадцатом веке была сделана запруда и стояла мельница. На лабзах, плавучих островах, в засушливый год люди с риском для жизни косили сено для колхоза. На них — камыш и разнотравье. Мария Сергеевна Латохина, 1921 г.р., из Селивановки сообщила: «Покосы наши были у озера. Однажды махали косами у берега, а это оказалась лабза, поплывшая на другую сторону озера. Спаслись тогда, а бывает, в плавучем острове окажется воронка, куда могут  провалиться ноги, а затянутому под лабзу — уже нет спасенья».

Перед непогодой на озере появляется множество кочек, лабзы как бы делятся, половинятся, люди знают  — скоро будет проливной дождь. Озеро иногда злится на кого – то, темнеет.

Удод – птица, засунув длинный клюв в воду, кричит пронзительно, предчувствуя что–то. Озеро облюбовали огромные стаи  птиц. На нем — гнездовья журавлей, уток, цапель, лебедей. Озеро уже замерзнет, ледок покроет берега, а лебеди все не улетают, плавают на середине озера в оконце.

Довелось Латохиным наблюдать за жизнью этих красивых огромных птиц: видеть, как самка защищает птенцов, распустив крылья и гогоча. Журавлей да цапель тут издавна полно, а лебединые пары появляться стали  лет десять назад.

В Чебаркуле водится рыба: щука, ротан, чебак, карась.

Юзайкул (Юзайкуль). Другое озеро близ Давлетово — Юзайкуль в 1979 году высохло полностью, а зимой выпал обильный снег, и по весне озеро наполнилось водой, которая и до сих пор не исчезает.

Камышлык. Полноводное  озеро Камышлык взято в аренду Дорожным ремонтно — строительным управлением, которое по – хозяйски разводит там рыбу.

Местные жители радуются, заприметив, что и на этом озере также стали гнездиться лебеди, журавли, цапли и другие птицы, давно невиданные в этих местах. Значит, экология региона улучшилась. Говорят, будто,  Камышлы — куль какими – то тайными протоками соединяется с Чебаркулем.

Горки вокруг Давлетово.

Оло – тау – так  названа за то, что под ней жили старики.

Ямандык – ущелье за Давлетово в сторону Кужаново. Там в 1980 году в дождливую погоду случился селевой оползень.

Белекей – Коръятмас («Малый Курьятмас»), от короятмас – «сухая пересыхающая речка, «которая течет с горы», но местные жители переводят « зря пустовать не будет», так будто воскликнули их предки, срубив последние деревья, в надежде, что гора вновь обрастет лесом …

Муйылды узек – «черемуховая ложбина».

Кызыл таш – «красногорка», так как на ней выход красной яшмы.

Шайтан тимерле или «железный шайтан» — место, где растет ерек (ольха).

Хребет Кыркты находится в двадцати километрах от озера Давлетовского. Там в былые времена находились покосы жителей Давлет — аула.

На ближайшем кряже Курьятмас всегда хорошие урожаи ягод  клубники.

К западу от Давлетова находится Хазрат – тау («гора ученого муллы»).

Ауняш — йылга. Название её связано с бесконечным переходом ранее земель вдоль реки: то в руки казахов, то башкир. Этот топоним относится к периоду кочевников. После того, как Ауняш – Янгелька впадает в Яик – Урал, то он становится полноводней, поэтому старожилы считают, что Яик от йен ике, что в переводе «река ожила». А сама земля, по которой течет Яик, называлась ранее «йен килде» («душа вошла»). Ирина Габитовна Фаизова записала это в 1968 году в Давлетово от Ярмухаметовой Махмузы Мухаметдиновны, 1893 г.р.

Как – то в дождливый год на реке Ауняш смыло мост. В настоящее время вода регулируется шлюзами. В том месте еще в начале пятидесятых годов действовала электростанция, дававшая ток, свет, но для её работы не хватало воды. В конце пятидесятых электростанцию разрушили. Её башня долгое время  еще была цела.

На Ауняше есть брод Гурьянкисеу. А у первого отделения Янгельки находится колодец Шагабала («Шагабал койо), так как Шагабал там село косил.

Продолжение следует….

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + 7 =

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Website Malware Scan